В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 "О землепользовании в городе Москве" при приобретении земельных участков в собственность лицами, указанным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 135-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в период с 30.10.2007 до 01.07.2012, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию на выкупленном земельном участке (на практике надо было подать заявление о выкупе земельного участка в этот период).

Согласно пп. 3, 5 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 "О землепользовании в городе Москве" плата за снятие этого запрета не маленькая - 80% от кадастровой стоимости, определенной после изменения вида разрешенного использования земельного участка в рамках установленного градостроительного регламента.

Как учитывать затраты на снятие этого запрета при определении налоговой базы по налогу на прибыль? Вопрос интересный и располагает к размышлениям.

Если обращаться к истории вопроса, то изначально задумывалось за снятие запрета платить госпошлину, что вполне логично (напомним, что согласно ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина - это плата за совершение госорганами или органами местного самоуправления юридически значимых действий).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно ст. 13 Налогового кодекса государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Увы, не сложилось... Таким образом, плата за снятие запрета на строительство, реконструкцию не является госпошлиной и перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией отдельным пунктом не входит.

Таким образом, возможны два выхода из создавшегося положения:

  • Отнести платеж за снятие запрета на строительство, реконструкцию к прочим расходам, связанных с производством и (или) реализацией, на основании п. 49 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации пользуясь тем, что есть договор купли-продажи  и этот платеж осуществляется в соответствии с его условиями.
  • Учитывая, что плата за снятие запрета на строительство, реконструкцию, как следует из названия платежа, связано с капитальными затратами на создание или модернизацию основных средств, то возможно включение этого платежа в состав капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Недавно появилось письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 21.01.2013 № 03-03-06/2/4, в соответствии с которым Минфин РФ полагает, что такой платеж может учитываться в составе расходов на реконструкцию объекта и увеличивает его первоначальную стоимость, т.е. учет затрат осуществляется в соответствии с ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если вы хотите узнать больше или получить консультацию по конкретной сделке, мы постараемся вам помочь - обращайтесь.

Платите за землю правильно!